Ковры Гольбейна
Из общей массы турецких, афганских или азербайджанских ковров иногда выделяются вещи, получившие собственное имя. Так в мире ценителей этого вида декоративно-прикладных искусств появились «ковры Гольбейна». Это – типичные турецкие ковры, отличившиеся тем, что их фанатом и популяризатором стал немецкий живописец эпохи Возрождения Ганс Гольбейн Младший.
Живописец ковров?
Пока Альбрехт Дюрер писал свои райские куши да сцены поклонения волхвов, его молодой коллега тиражировал узоры попавших в Европу турецких ковров. Вообще-то он должен был писать лица и фигуры заказчиков. Но очень часто художник более тщательно выписывал арабески, чем лица и одежду людей, дававших ему средства к существованию.
Представьте себе – вы купили ковры в Липецке, привезли домой, положили на пол и захотели сфотографироваться на фоне своей покупки. Запечатлелись и рассматриваете фотографии. А на них лишь арабески, розетки да пальметты. Не хорошо, правда ведь? Так и заказчики были недовольны, поэтому славы Дюрера, Альтдорфера и Лукаса Кранаха Старшего Ганс Гольбейн Младший так и не превзошел. Из его работ только текстиль на картине «Мертвый Христос в гробу» лишен каких-либо орнаментов.
Или невест?
Конфуз у художника получился и с королем. Какое-то время Гольбейн занимал должность придворного живописца при дворе английского монарха Генриха VIII. Король был пышным мужчиной, любил дорогие ткани, а у Ганса так хорошо получалось выписывать дорогие узоры на них. Но когда король приказал Гольбейну писать портреты потенциальных невест, тот явно перестарался. Анна Клевская на его картине вышла красоткой – роскошный наряд скрыл по крайней мере 30 лишних килограмм потенциальной невесты. Король Генрих заключил брак, но когда невеста сошла с корабля, король ужаснулся и отправил ее назад брату – герцогу Клевскому.
Нет, все-таки ковров!
В общем, безукоризненно на полотнах Гольбейна получались лишь ковры. Он часами вырисовывал затейливые геометрические узоры, добавляя в анатолийские мотивы черты стиля немецкого Возрождения. В отличие от принцесс, ковры Гольбейна на картинах были более привлекательными, чем в жизни. Поэтому со временем ткачи и владельцы мануфактур начали использовать полотна художника в качестве каталога орнаментов для ковров.
Сегодня искусствоведы выделили четыре основные орнамента, украсившие даже современные ковры в Курске, да и вообще по всему миру. Все это благодаря нашему художнику, а большинство изделий, вытканных в турецкой Анатолии, до сих пор называется в Европе «ковром Гольбейна».