Как реставрируют старинные ковры?
В Средние века ковры и гобелены ткали исключительно из натуральных материалов – шелка и шерсти, поэтому они подвержены старению и выцветанию намного больше, чем современные изделия. Процесс реставрации старинных ковров зародился практически параллельно с их созданием. В одних мастерских в Обюссоне или Лионе мастера ткали ковры и гобелены. А в соседних мастерских, нередко на той же улице, сидели люди, которые занимались реставрацией побывавших в эксплуатации произведений декоративно-прикладных искусств.
Национальные школы реставрации
Сведенья про первые реставрационные мастерские относятся к XIV веку. В XIX веке в каждой стране, славной производством ковров и гобеленов, сформировалась национальная школа реставрации. Как правило, они тяготели к музеям, монастырям и частным собраниям текстильных раритетов. В XX веке реставрация ковров идет по строго разработанной научной схеме.
Технология реставрации ковров, гобеленов, шпалер
- Современная мастерская, взявшая ковер на реставрацию, начинает свою работу с химического анализа волокон. Определяется их состав, уровень повреждений, а также характер красителей, использованных когда-то создателями ковра. Если в ковре присутствуют золотые и серебряные нити, то изучаются их характеристики с процентным содержанием включительно. Кроме того, внимательнейшим образом определяется характер загрязнений. Например, кроме пыли, старинные изделия могут быть вымазаны кровью или вином. Материал для анализа берется с изнаночной стороны изделия. Кроме эстетики, красители «по ту сторону» ковра меньше поддались разрушительному действию света, поэтому можно рассчитывать на достоверный результат.
- После этого следует сухая очистка изделия. Раньше это делали при помощи наложения муки или крахмала с последующим выбиванием. Но сегодня созданы специальные вакуумные столы, которые облегчают работу реставраторов и продлевают жизнь коврам. Водная очистка – последнее средство, которое будет предложено для очистки старинного изделия. Причина – деформация и линька вещи. Стойкие загрязнения могут быть локально сняты при помощи ватных тампонов и мягких кисточек.
- Перед основной штопкой из изделия удаляют следы предыдущих реставраций.
- Следующий этап – укрепление основы шерстяными или хлопчатобумажными нитями соответствующего цвета. Проводится вручную, тонкой иглой. Музейные экземпляры, которые готовят к жизни на выставках, сзади укрепляют смесью клейстера с желатином.
- Заключительный этап – восстановление ворса, вышивки на ковре или гобелене. Основная сложность, с которой стыкаются реставраторы, это - подобрать, найти, добыть волокна, совпадающие цветом с уже прошедшими испытание временем нитями изделия. Под каждый стежок, кроме реставрируемой основы, ложиться дублировочная ткань.
Чтобы минимизировать деформацию, снизу под ковер пришивается подкладка из плотной ткани, а по бокам вещь укрепляется контактной лентой. Все. Отреставрированный ковер готов служить еще сотню лет.
А если вы все же предпочитаете купить новое изделие, то выбрать его можно в магазине ковров в Орле.